Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Таджикистан

Попадание в эту горную страну стало, пожалуй, самым «веселым» за всё путешествие. При въезде таджикские погранцы стали требовать у нас «налог за пользование недрами» в размере 25 американских рублей. На наше возмущение они ответили, мол, все платят, и показали толстый журнал с учетом «входящих». Вполне допускаю, что отчетность по незаконным платежам действительно имеет место, т.к. поборы возведены в ранг официальных и идут «наверх». Но если бы уплата взятки освобождала от необходимости многочасового стояния на границе и беготни между множеством окошечек и кабинетов! И нервы вымотают, и еще деньги за это просят.

IMG_9947
В общем, платить мы отказались. Тем более, до этого в одном из окошечек и так уже отстегнули. К тому времени все печати и штампы у нас уже были поставлены, оставалось только выехать за ворота. Пограничники грудью встали на защиту 25 долларов: несколько человек втащили свои стулья и табуретки и уселись на них, устроив «живую изгородь» на пути машины. Но сдаваться мы не собирались. В путеводителе по странам Средней Азии А. Русаковича (один из пограничников его заметил, пролистал и попросил выбросить), содержались номера телефонов российских посольств и консульств. Набрав номер Генерального Консульства РФ в Таджикистане, обрисовали ситуацию клерку, взявшему трубку. «Вы хотите, чтобы я позвонил президенту?», - с тоской отозвался он. «Было бы неплохо». «Ладно, давайте, я переговорю с пограничником», - сжалился голос. Некоторое время они что-то эмоционально обсуждали, уводя мой телефонный счет международным роумингом в глубокий минус. Когда таджик вернул трубку, клерк сказал, что налог незаконный, но, тем не менее, заплатить его придется. «Можете остаться в Таджикистане подольше и подать в суд», - утешил сотрудник консульства.

[000068]

На границе разговорились с женщиной, которая вместе с мужем и двумя сыновьями пробивалась на российскую сторону. Этнические таджики, они уже давно переехали в Сургут и получили российское гражданство, а сейчас возвращались из поездки на родину. На границе земляки снимали с них три шкуры. Погранцы потребовали снять с новенького «Ниссана» обшивку салона, чтобы проверить, не спрятаны ли там запрещенные к провозу вещества. На вопрос растерянного водителя, как же он это сделает, если он не механик, пограничники ответили, что это его проблемы. В итоге мужик, матерясь на смеси русского и таджикского языков, принялся отковыривать обшивку.
Еще одна азиатская особенность: при въезде на границе вам могут не выдать всех необходимых документов, которые на выезде из страны понадобятся пограничникам до зарезу. Будьте внимательны! Так, при въезде в Таджикистан нам не дали бланк, где нужно было задекларировать ценные вещи. Хорошо, у меня хватило ума вернуться и переспросить. Иначе при попытке покинуть Таджикистан ситуация была бы аналогична переходу киргизско-казахской границы.
Въехали мы в республику Точикистон в лучах закатного солнца. В первом же селе наблюдали эпичную картину. Мальчишки, как стая собак, бежали за нашей машиной, «обстреливая» ее из игрушечных автоматов. Первый крупный город на пути к столице - Худжанд. Сфотографировав Худжандскую крепость и мечеть Масджиди Джами, двинулись на юг, в сторону Душанбе, до которого оставалось порядка 350 км.

z_9a27a73a

z_3d026464

z_740d7d5f

z_38672017

IMG_9724_новый размер

[000072]

[000069]

Сначала трасса была вполне приличной, но потом начался настоящий ад. Это была не просто грунтовка – обломки скальника делали движение не только медленным, но и очень опасным, учитывая, что большая часть дороги петляет высоко в горах. Непостижимым образом по этой «трассе» шло активное грузовое движение. Как фуры умудрялись разъезжаться в узких тоннелях и над пропастью, для меня загадка. Тем временем стемнело. Огни машин крошечными точками мелькают где-то внизу. Кроме света автомобильных фар из осветительных приборов только Луна и звезды. Здесь они очень крупные и красивые, «кажется, можно достать рукой». В одном их тоннелей, длинном, сыром и мрачном, мы пробили колесо острым камнем. И не просто пробили, а срезали целый клок резины, едва не угробив диск. Слава Богу, с собой запаска и ремнабор.

IMG_9740

Но самое ужасное во всем этом – даже не отвратительное качество дороги, а необходимость за нее платить. На всем протяжении «трассы» нам встретились 7 КПП, где взималась плата с проезжающих. Причем, чем дорога хуже, тем выше была стоимость (от 2 до 23 сомони). Самый сложный участок дороги через горный перевал, со средней скоростью 10 км/ч, начался после самого дорогого перехода. Особенно доставляет трястись по ухабам под пафосные рассказы местных радиостанций о "20-летии процветания и независимости".  Как потом пояснили местные жители, плата взимается и с таджиков и с иностранцев некоей коммерческой фирмой. Всё это делается с согласия «наверху», несмотря на народное возмущение. Интересно, там до сих пор такой трэш? К раннему утру мы добрались до пригородов Душанбе и встали на обочине на ночлег.

IMG_9755

IMG_9797_новый размер

Утром устроились в гостиницу Пойтахт в центре города. Совок совком, но, в отличие от узбекского варианта, далеко не такой уютный. Первым делом – в душ! Октябрь, но на улице – жара за 30. Славянских лиц почти нет. Женщины – в традиционных пестрых туниках и брюках. В центре бросилось в глаза огромное количество пунктов обмена валюты - буквально на каждом шагу. По городу гуляли мало – основной целью был не осмотр Душанбе, а получение пропуска на Памир. Мы намеревались из Таджикистана въехать в Киргизию, преодолев весь Памирский тракт. Горно-Бадахшанская автономная область является погранзоной с Афганистаном, поэтому туда нужно получать пропуск. Здесь нас ждал еще один адов круг.

IMG_9762

IMG_9759

IMG_9777

IMG_9758

IMG_9767

IMG_9768

Вообще, всяческое взаимодействие с государственными органами с целью получения какого-либо документа более чем неприятно. Обязательно надо отстоять длинную очередь, потом узнать, что стоял не туда, потом все закроется на перерыв, потом окажется, что для получения этой бумажки у меня не хватает другой бумажки, и т.д. Так и вышло.
Для того, чтобы получить пропуск, надо сперва оформить регистрацию. Для регистрации необходимы паспортные данные какого-нибудь местного жителя. Для этого, по совету путеводителя, мы отправились в салон сотовой связи за ксерокопией таджикского паспорта. Там нас ждал epic fail – сотрудник капризничал, мол, вдруг меня вызовут в ОВИР, начнут звонить и т.д. Ксерокопии паспортов других людей тоже не давал по этим же причинам. Желаемую сумму за свои труды назвать отказался – наверно, мало предлагали? В конце концов мы плюнули, ушли. Здесь нам в очередной раз помогло родное ведомство. В Душанбе есть аналог МЧС, комитет по чрезвычайным ситуациям, рядом с зеленым рынком. Решили просить помощи у коллег - пришли, познакомились, и заодно поделились своей бедой. Отнеслись к нам с участием и выделили паренька, который согласился пойти с нами в ОВИР. Для оформления регистрации требуется одно цветное фото 3x4, так что пришлось еще помучиться в поисках фотосалона. За то, чтобы заполнить документы на компьютере (не за сам документ, а именно за заполнение),  потребовали по 6 сомони за регистрацию и по 5 за пропуск. Заполненные бумаги надо отдать на заверение в другое окошко. Сами же документы стоят 110 с. регистрация и 15 – пропуск за двоих. Заполняешь вечером - отдают на следующий день. Успеешь утром – будет готово к обеду. Цены растут быстро, за несколько месяцев до этого стоимость была существенно ниже. Об этом мы напомнили мужику в окошке, принимающему деньги и документы, на что тот сказал: хотите дешевле – платите через банк и приносите квитанцию, но тогда будет обязательна явка хозяина, у которого вы остановились, а когда будет готово, не знаю. Подозреваю, квитанцию могли просто не принять – сказать, например, что банк «не той системы». В ОВИРЕ нас упорно старались убедить, что русским в Таджикистане регистрация не нужна три месяца, а не три дня. Не знаю, намеренно пытались сбить с толку или от незнания (хотя кому, как не им, знать такие вещи). А на границе всё равно все бумажки потребовали, и регистрацию, и пропуск. Кстати, регистрацию можно сделать и в гостинице.
В городе наш «Ситроен» останавливали буквально на каждом перекрестке – день Независимости, повышенные меры безопасности, понимаешь. Один гаишник пытался нас убедить, что в их стране запрещено ездить с затонированными задними (!) стеклами, на это нужно специальное разрешение. Хорошая иномарка здесь сильно бросается в глаза. «Волга 3110» тут считается понтовой тачкой, что уж говорить о японском джипе. Будучи в Таджикистане, создается ощущение, что все старые советские машины по программе утилизации отправляют из России именно сюда. Запорожцы, Москвичи, Жигули, Волги обретают в Таджикистане вторую жизнь.

IMG_9776

IMG_9803

IMG_9925_новый размер

IMG_9787

IMG_9790

IMG_9812

IMG_9815

IMG_9843

IMG_9849

IMG_9873

IMG_9821

IMG_9894_новый размер

IMG_9854



IMG_9876

IMG_9856

IMG_9824

IMG_9859

1500 км Памирского тракта большей частью представляют собой грунтовку. Хотя, 60 км/ч – тоже скорость. Дорога проходит через два города - Хорог и Мургаб. В Хороге раз в неделю, по выходным, происходит афган-базар - на рынке собираются местные жители и афганцы из приграничных районов, которых пускают в город без визы. Мы, увы, это зрелище не застали. После Хорога, главного города на Памире, дорога заметно улучшается. По пути несколько раз попадались «рейсовые автобусы» - китайские джипы, непостижимым образом вмещающие в себя нескольких пассажиров и до потолка набитые барахлом. Несколько раз встречали палаточные лагери туристов из Европы, туристы катаются по Памиру на велосипедах.

IMG_9915_новый размер

туристо

На первую ночевку остановились на берегу реки Пяндж. На той стороне реки видны афганские дома. Часов в 5 утра в окно постучались погранцы, сказали, что спать на границе с Афганистаном нельзя, и попытались доказать, что нам для въезда в Таджикистан нужна виза:) Следующая ночь тоже была бессонной: на высоте 4200 м катастрофически не хватало кислорода. Даже ужин не смоги приготовить – газовая горелка не хотела разгораться. И еще был жуткий дубак, температура опустилась ниже 0С. Как нам потом объяснили, на большой высоте нужно двигаться очень медленно - так организм лучше переносит недостаток кислорода. Безуспешно попытавшись заснуть, поехали дальше. По пути обмыли пыльную машину водой из горной реки – кто знает, вдруг довяжутся пограничники? От ледяной воды сводило руки. На границе с Киргизией на горных склонах паслись яки.

IMG_9860

IMG_9906

IMG_9882

IMG_9930

IMG_9889

IMG_9890

IMG_9892

IMG_9896

IMG_9923

IMG_9910

IMG_9919

IMG_9924

IMG_9928

IMG_9932

IMG_9937

IMG_9935

IMG_9940

IMG_9944
Tags: citroen, Автопутешествие, Граница, Таджикистан
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments