Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Нелегальный переход границы из Сербии в Косово

Из Сараево выезжаем поздно, около часа дня. К вечеру планируем добраться до Косовской Митровицы – это около 300 км, но дорога неизвестная, а поездки по горным дорогам всегда отнимают массу времени и рассчитывать на среднюю скорость в 100 км/ч тут бессмысленно.


Задаем в навигаторе сербский город Рашка – рядом с ним находится центральный чек-пойнт Сербия-Косово. В Митровице нас ждал вписчик Иван, который советовал идти именно через этот пропускной пункт, и возвращаться назад тем же путем. Также он предупредил, что за въезд на машине косовары могут потребовать 20 евро (по дргуим источникам - 50) на страховку – якобы Green Card тут не действует. По его словам, деньги берут не всегда и не у всех, как повезет.


Дорога в Сербию оказалась немного экстремальной, но очень красивой и необычной. Всецело доверившись навигатору, мы ехали через города и поселки, которые становились все меньше, дороги - все Уже, местность - пустыннее. Наконец, после населенного пункта с названием Хреновица, дорога стала соответствующей – асфальт исчез совсем. Решаем не поворачивать назад. Дорога очень узкая, однополосная, идет в горном ущелье вдоль реки Прача.



















Поминутно едем через туннели, прорубленные в скалах – сырые, темные. Заезжать в них страшно – вдруг встречка? Когда-то дорога была более оживленной – над входом в тоннели висят неработающие старые светофоры. То и дело по сторонам встречаются красные таблички с черепом и надписью Mines. Пописать за кустик не сходишь… Впрочем, нельзя сказать, что дорога плохая – она хорошо укатана, и, если бы не серпантин, 100 км/ч ехать вполне можно. И ведь сколько труда в свое время положили на то, чтобы прорубить эти тоннели, а теперь ими почти никто не пользуется!









Незадолго до того, как наша грунтовка соединилась с основной дорогой, встретили первый и единственный автомобиль на этой трассе – нам навстречу показался лесовоз! С таким и на обычной трассе разъехаться непросто, а на однополосной грунтовке, где с одной стороны – скала, а с другой – обрыв в реку, тем более. Прижимаемся к «набережной» насколько возможно, крадемся буквально по сантиметру – разъехались!


В каком-то городке переходим границу Боснии и Сербии (Пока ехали по горной дороге, боялись, вдруг перешли границу нелегально. Но нам это только предстоит). Погранпереход представляет собой две будки и ржавые шлагбаумы на одной и на другой стороне. Досмотра нет, босняки ставят выездной штамп без лишних вопросов, сербы интересуются, не везем ли мы с собой ничего запрещенного, и, получив отрицательный ответ, лепят печать.






Не могу не высказаться про манеру балканских погранцов ставить печати. Если в той же Средней Азии и на Украине печати мне ставили ровно и убористо, с заездом одной на другую, чтобы на страничку влезло как можно больше, то балканцы ставят кто во что горазд, и всегда начинают с чистой страницы. И не просто ставят, а обязательно посередине, а то и по диагонали, и вверх ногами! Что за бесхозяйственность? Я, конечно, люблю коллекционировать новые визы и штампики, но не хочу завморачиваться на новый загран раньше истечения срока действия старого.







Цены в сербских динарах. 1 евро = 121 сербский динар














Вышеград

















Доезжаем до сербского Вышеграда, и тут навител, нацеленный на Рашку, начинает глючить. Убираем Рашку, задаем конечный пункт Косовска Митровица – наверняка поведет той же дорогой. Трасса, как и днем, начинает постепенно ползти в горы и ухудшаться по всем параметрам. Неужели это и есть федералка на Косово, ведущая дальше в Албанию и Македонию? Быть не может! Проехав еще с полчаса, останавливаемся, чтобы разобраться в карте: оказывается, навител опять нас нае..л! Виноваты, конечно, мы сами: в настройках был задан пешеходный маршрут, и программа повела нас наикратчайшим путем. Может, он и был короче на пару километров, но времени отнял будь здоров. Средняя скорость в темноте, по незнакомому горному серпантину составила около 40 км/ч. Едем осторожно, за каждым поворотом ожидая наконец-то увидеть КПП. 100 км до Митровицы, 50, 30, 15… Понятно, что никакой границы мы уже, скорее всего, не встретим.










Наш знакомый из Митровицы Иван, к которому мы приехали в гости, крайне удивлен там, что мы проехали по второстепенной дороге и не встретили КПП. «Получается, вы нелегально перешли границу! Эта дорога второстепенная, ей пользуются только местные. Да, дорога была открыта, не было никаких знаков или надписей, запрещающих въезд, но албанских полицейских или пограничников это не волнует. Вряд ли вас арестуют – просто выпишут вам штраф в пару сотен евро за незаконное пересечение границы, - «успокоил» нас Ваня. - Обратно вам надо возвращаться той же дорогой и молиться, чтобы там не установили временный КПП – такое возможно. Ехать по основной дороге через Рашку ни в коем случае нельзя – будут проблемы, которые выразятся для нас в денежном эквиваленте». Опасность, объясняет Иван, представляют именно албанские погранцы, т.к. Сербия считает Косово своей частью, и по сербским законам, мы ничего не нарушили, а вот по албанским являемся нелегалами.

Впрочем, через два дня мы благополучно выезжаем из Косово в Сербию тем же путем, так и не ощутив на себе «прелестей» сербско-косовского пограничного перехода. Обратная дорога горадо проще и быстрее – если 38 км от Нови-Пазара до Митровицы в ночь мы плелись более 2 часов, то обратно, в светлое время суток и имея представление о дороге - около часа. Трасса, казавшаяся нам в темноте мертвой и пустынной, днем ожила – вдоль нее расположено немало деревень, но стоят они ниже уровня дороги, поэтому ночью мы их не видели.









Сербия - просто заповедник олдскульных машин. Не устаю на них любоваться








Трактор - кормилец в семье






Въезжаем в Нови-Пазар, а оттуда уже прямая дорога на Белград.







В общем, нелегальное попадание в Косово не принесло нам никаких проблем. Возможно, нам просто повезло, и при встрече с косовскими силовиками мы огребли бы неприятностей. Но автопутешественникам стоит иметь ввиду этот маршрут как необычную альтернативу Рашке.:)
Tags: citroen, Автопутешествие, Босния и Герцеговина, Граница, Косово, Сербия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments