Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Польша. Жизнь на варшавской окраине

Евро по 70 с лишним рублей – весомый аргумент не проводить отпуск в Европе, но привычка к автопутешествиям заставила выбирать такой маршрут, куда можно добраться на машине. Россия, Средняя Азия, бывший СССР уже объезжены, остается Европа. В первый раз я побывала в Европе в 2007 году, проехав автостопом от Финляндии и Португалии. Теперь хотелось посмотреть страны Балканского полуострова. С выбором времени для отпуска мне всегда не везет – то на Дальний Восток поехали летом 2013-го, то в прошлом году в начале сентября застали ураган на нашем черноморском побережье, а теперь вот – сирийские беженцы. Но столкнуться с беженцами нам так ни разу и не пришлось – каждый раз основной их поток перемещался от тех дорог, по которым ехали мы.


Самый короткий путь на Балканы - через Белоруссию и Польшу. В Белоруссию въезжаем из Псковской области по автодороге Себеж – Полоцк. На белорусской стороне начинается платная дорога за 50 рублей. За что платить, непонятно - двухполосный плохонький асфальт. В Польшу въезжаем через Брест.

Трасса М1




IMG_3670.JPG

Границу переходили по зеленому коридору – над ним светящийся зеленый знак, над остальными красные. Сперва встали в общую очередь, кругом одни белорусы. Через некоторое время один из них подошел и спросил, почему мы стоим здесь, а не идем по зеленому коридору – «вы же первый раз в Польшу едете и товаров никаких не ввозите, вам не нужно в очереди стоять!» Спасибо мужику, сэкономил нам часа 3 времени. Польский таможенный контроль интересовался наличием продуктов животного происхождения (молоко, мясо) – их ввозить нельзя. Спросили и про бензин.

Бензин для нас – больная тема, т.к. машина жрет много (8-12 л/100 км, в зависимости от качества дорог), а в Европе он в 2/2,5 раза дороже. По закону, в Польшу ввозить можно полный бак топлива плюс 10 л в канистре (в Эстонию, например, 20 л в канистре). Мы же везем две канистры по 20 л. Канистры нового образца, не «стоячие», а низенькие и плоские. Таможенный контроль мягок – пожилой русскоговорящий поляк открывает багажник, бросает беглый взгляд на содержимое (шмотки, спальники, палатку), и дает добро.

Вспоминаю все предыдущие пересечения границ на машине: ни в Европе, ни в Турции багажник не шмонали и к канистрам не привязывались. Исключение – Средняя Азия, где на какой-то из границ из-за канистр нас заподозрили в подготовке теракта. Не всерьез, разумеется, просто денег решили повымогать. Странно все-таки. Перейти границу в Евросоюз, с которым у нас визовый режим, просто и беспроблемно – багажник открывают только для виду, в машине и личных вещах не роются, вопросами не изводят. В то же время среднеазиатские страны, объединенные с Россией общей историей, общим языком и отсутствием виз, печально известны своими поборами и фактически узаконенным вымогательством, избежать которого невозможно даже при соблюдении всех необходимых по закону формальностей.

От Бреста до Варшавы около 200 км, но проехать их быстро не получится – дорога в основном двухполосная, проходит через городки и деревушки, поэтому большую скорость не развить. За 50 км до Варшавы дорога превращается в четырехполосную автостраду с ограничением скорости до 120, но вскоре все возвращается на круги своя. Средняя скорость движения – 50-70 км/ч. Вывески на трассе - на польском и русском.



Пожарка






Первое, на что обращаем внимание – цены на топливо и продукты. 1 zl = 17 rub. На польских АЗС можно найти АИ-95 и дизтопливо. Минимальная цена литра 95-го, увиденная нами – 4,29 зл. Встречаются сетевые заправки: Lukoil, Shell, Statoil.






Еда в России и Белоруссии, конечно же, дешевле. В Полоцке полноценный обед на двоих обошелся рублей в 500. В придорожной кафешке на трассе Брест – Варшава столько же стоили две яичницы и чай. Меню на польском, английском и русском, с ошибками. Представление об яичнице у поляков другое – это не глазунья, а мешанина из порубленных яиц и колбасы. Впрочем, вкусно. Яичница с колбасой стоит 8 злотых, национальное польское блюдо – бигос – 12 злотых. Бигос – блюдо на любителя: сильно перченая капуста с колбасой. На трассах еда стоит дешевле, чем в городах. Придорожные кафе выглядят прилично - не наши русские курятники, а большие комплексы под названием «ресторация».




В магазинах очень популярны тоненькие сосиски в пластиковых упаковках. Довольно дешевый мой любимый сыр с плесенью. Много разных вкусных паштетов, консервов, но состав совершенно не понятен – написано только по-польски. Есть местная косметика. В общем, местные продукты, купленные в магазинах, а не в кафе, обходятся по стоимости примерно как в России. Из небольших сетевых магазинов часто встречаются Fresh Market, Zabka и Biedronka (божья коровка).



Бигос









Продукты, как и все остальные товары и услуги, в Польше дороже белорусских. Поэтому мы были удивлены тому количеству белорусских машин, которые стоят на границе с пустыми багажниками и явно собираются за товаром. Как сказали друзья в Варшаве, белорусы в Польше покупают все, от продуктов питания и бытовой химии до мебели и одежды. Раньше, до обвала рубля, это, возможно, было выгодно, но сейчас? Не понимаю.

Общественный транспорт в Варшаве развит хорошо. Есть метро, трамваи, старые и новые, низкопольные, автобусы MAN, Scania и местной марки Solaris. Маршруток и коротких автобусов типа «Пазиков» нет. Повсюду велопарковки, городской велопрокат – первые 20 минут бесплатно. На каждой остановке - электронные табло, на которых видно оставшееся время до прибытия транспорта. Интервал движения – 5-10 минут. Парковка в центре платная, поэтому оптимальный способ передвижения, как и практически везде в Европе – общественный транспорт. Очень выгодно покупать проездной. Проездной на 1 день стоит 15 зл и дает право на неограниченное количество поездок в течение суток на любом виде ОТ. Талон необходимо активировать – заходишь в метро, автобус или трамвай и вставляешь ее в желтый аппарат, который ее забирает, компостирует и выплевывает обратно. Сутки отсчитываются с момента активации, а не покупки. Кондукторов нет. Контроль хоть и редок, но бывает, безбилетникам грозят большие штрафы. Наличие неактивированного проездного от штрафа не спасает. Перед дверями автобуса внутри есть две кнопки, красная и белая или синяя, их надо нажимать перед выходом. Красная означает стоп, белая открывает двери. Обычно ОТ останавливается на всех остановках, но, например, в ночном транспорте (есть и такие, ходят раз в полчаса) остановка только по требованию. Забудешь нажать – будешь кататься до утра. Таким образом, однодневный проездной окупился многократно, учитывая, что жили мы на окраине, откуда с полчаса ехать до старого города.
Парковки платные не всегда. В Варшаве, например, платно с 8 до 18. У замка в Кракове – с 7 до 20. По выходным во многих европейских городах парковка бесплатная.









IMG_3419.JPG

Туалеты в Польше почти всегда платные, причем даже в кафе/ресторанах, и даже для посетителей. Цена – 1-2 злотых. Бесплатные можно зайти на АЗС и в забегаловках типа Макдака.

В Варшаве мы остановились у друзей в спальном районе, который, конечно, с нашим Сульфатом не сравнишь. Дом, где живут Шимон и Алина, является частью большого комплекса малоэтажных новостроек в 13 км от центра города. Еще несколько лет назад там, где сейчас стоят дома и торговые центры, были поля, засеянные капустой и кукурузой. Сейчас район оборудован всем необходимым: есть школа, детский сад, парк, магазины, рядом большой ТЦ Torgovec. Живут здесь в основном молодые семьи и студенты. Квартиру наши друзья взяли в ипотеку - всего 3,5% в год, и процентная ставка фиксированная. Территория отгорожена от посторонних шлагбаумом. Парковочные места пронумерованы, их, как и место в гараже на цокольном этаже, выкупают. Стоит сказать о системе подсчета этажей в Европе. Нулевой этаж у них называется -1, первый именуется нулевым, и лишь второй этаж считается первым.


Спальный район Варшавы




Варшава особенного впечатления не произвела. Местами красиво, конечно, но другим европейским столицам уступает. Прогулки удобно начать от Старого города (Stare Miesto). Эта остановка находится у въезда в тоннель, у моста, где нужно подняться по лестнице и пройти на Замковую площадь. В старом городе полным ходом идет ремонт, рабочие кладут плиточку.

































Морская мина?




Национальный стадион


Дворец культуры и науки - одна из сталинских высоток






Торговый центр Zlote Tarasy (Золотые террасы)


Дворцово-парковый комплекс Łazienki - крупнейший парк в Варшаве. Находится в центре города








Варшавский транспорт:










Много нищих. Смугленькие дети лет пяти и их закутанные в черное мамаши бодро обирают прохожих. Видимо, местных они очень сильно раздражают. На моих глазах сотрудник лавчонки в старом городе закричал женщине, стоявшей на коленях на мостовой: убирайся! Пнул ногой ее плошку с мелочью и в итоге прогнал.



В Польше приходилось общаться на смеси польского, русского и английского. Выучите основные фразы по-польски, они запоминаются очень легко. Обратите внимание на слова-ловушки (salon urody – салон красоты, prosto - прямо, sklep – магазин, ковер – dywan, и т.д.). Так что не обольщайтесь, если в Польше вам вдруг предложат спать на диване:)



Tags: citroen, Автопутешествие, Граница, Польша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments