Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Автостопом по Карабаху. Как путешествовать вместе тургруппой иностранцев?

«Морской камень» и Гандзасар меня порядком вымотали. Двигаю в Ванк, рассчитывая вскоре добраться до Степа, сделать регистрацию и погулять по городу. Сзади приближается какая-то машина, но я не поднимаю руки – это тот самый туристический автобус с иностранцами, которые уже съездили в Гандзасар и теперь настигли меня в "Морском камне". Внезапно машина стопится сама. Водитель, армянин, предлагает подвезти.

В праворульном «Мицубиси Делика» три ряда мест. Мне освобождают сиденье во втором ряду, рядом с благообразным дядечкой лет 55. Это француз, чьи родители-армяне покинули родину еще до его рождения, писатель, фотограф и журналист по имени Паскаль (Армен) (для себя и детей он использует и вторые армянские имена). Сам он в Армении и Карабахе не впервой, но в этот раз решил показать горную страну детям – дочери Мэри (Найри) и сыну Стенли (Вахе). На переднем пассажирском – переводчица. Едут они по сложному и интересному маршруту – по альтернативной дороге Степанакерт - Ереван через Севан. Сегодня по плану – посещение труднодоступного монастыря Дадиванк и к ночи приезд в г. Севан, где у них забронирована гостиница. Прежде, чем меня подобрать, водитель, естественно, обсудил это с клиентами, те были только за.

Ребята сделали мне предложение, от которого я не смогла отказаться – предложили ехать с ними в Дадиванк, а это еще +100 км. Они бы рады взять меня и до Еревана, но это нереально, а до Дадиванка можно доехать и вернуться обратно до темноты. Понимая, что в "настоящем" Карабахе я в противном случае так и не побываю, согласилась. Вся проблема была в обратной пути – одиночный автостоп по глухой горной дороге вызывал сомнения. Но водитель сказал, что договорится о моей отправке назад с другой группой туристов-голландцев, которые едут следом за нами. Ок, едем!

Мои французы



В Армении и Карабахе огромное количество иностранных туристов, и подавляющее большинство из них - французы и израильтяне. Причина этого – в давних исторических связях этих стран. Во Франции во время II Мировой осело множество мигрантов из Армении, планировавших эмигрировать в США. В одной из таких семей родился знаменитый шансонье Шарль Азнавур. Еще одна французская знаменитость армянского происхождения – музыкант Мишель Легран.

Выдержки с сайта www.postsoviet.ru, автор Манасян Тигран: Армянские добровольцы воевали в годы Первой мировой войны в составе французского Иностранного легиона на Среднем Востоке.  Франция приняла многих армян, спасшихся от геноцида в Османской Турции 1915 г. В годы же II мировой войны армяне, обосновавшиеся во Франции, отдали свой долг новой родине и проявляли высокую активность в деле защиты государства уже в рядах французского сопротивления. В 1995 г. между Арменией и Францией был заключен «Договор о дружбе и сотрудничестве». До полумиллиона французов армянского происхождения проживают на территории «пятой республики» и являются ее гражданами. Франция – крупнейший инвестор в экономику Армении.

Говорят, в Армении и Карабахе очень много туристов из Израиля. Хотя отношения Армении и Израиля нельзя назвать хорошими. Израиль, в отличие от Франции и еще 149 стран геноцид армян 1915 г. не признал. Причиной тому – сотрудничество Израиля и Турции и стремительно развивающиеся связи с Азербайджаном. Оно и понятно – в Армении нет ни энергетических русорсов, ни полезных ископаемых, а в Азербайджане – нефть и военный потенциал. Боязнь испортить отношения с нефтеносным Апшеронским полуостровом не позволяет и Франции высказать Армении поддержку в карабахском вопросе. Казалось бы, пережитые обеими странами Геноцид и Холокост должны были их сблизить, но Израиль не спешит уравнивать две эти трагедии. Тесные отношения Армении с Ираном тоже не способствует хорошим сближению Еревана с Иерусалимом. А куда армянам деваться? Иран, как и Грузия – это маленькое окошко во внешний мир.

В Карабахе перемещение с тургруппами можно выделить как отдельный способ автостопа, которым мне удавалось передвигаться несколько раз. В этом случае нужно обязательно заручаться поддержкой туристов – понятно, что без их согласия водитель при всем желании тебя в машину не посадит. Договариваться можно на стоянках у достопримечательностей.

Мои французы оказались очень хорошими и интересными людьми. С Паскалем мы болтали без умолку, я в первую очередь с целью практики в английском. Армянский язык Паскаль не знает, но собирается учить.
По дороге останавливаемся зафотать красивые виды. Фотографируем горы, леса, реку, БТР, подбитый более 20 лет назад, да так и оставшийся стоять на берегу своеобразным памятником двум погибшим солдатам и мемориалом Армяно-Азербайджанской войне.








Благодаря французам мне удалось проехать 100 км по альтернативной дороге Степанакерт - Ереван. Дорога эта горная, очень красивая, идет вдоль берега озера Севан.  "Трасса", не видевшая ремонта лет 20, не пугала европейцев – все тяготы они переносили с улыбкой и шутками. Как рассказал потом водитель, такое бывает не всегда – часто туристы (и русские, и дальняя заграница) не радуются такой «экзотике», жалуются и возмущаются, мол, зачем привезли в такую дыру?







Сейчас дорогу реконструируют  -  ведется дорожное строительство, работает техника, устанавливаются вышки ЛЭП. Строительство участка Варденис – Мартакерт через Зодский перевал длиной 114 км позволит сократить время из Еревана в Степанакерт до 3 часов (сейчас дорога занимает 4-7 часов), а также оживить Мартакертский и Шаумянский районы. С инициативой строительства выступил всеармянский фонд «Айастан», который реализует благотворительные проекты в Армении и Карабахе. Земляные работы уже проведены и профинансированы правительствами Армении и НКР, фонду остается выделить средства на асфальтирование и благоустройство дороги. Средства собирали во многих странах. Речь идет о сумме в 30 млн. долларов. Дорога должна быть сдана в конце 2015 года. Интересно, успеют ли?




Временами дорога становилась почти непроезжей даже для полноприводного поднятого «Мицубиси», и скорость падала до 15 км/ч. Дорога узкая, с одной стороны ограничена скалами, с другой шумит река Тертер. Ситуация осложнялась тем, что все – и водитель, и переводчица, и, конечно, пассажиры – ехали этой дорогой впервые и не знали точного места. По нашим подсчетам, монастырь должен был вот-вот появиться из-за поворота, но при въезде в каждое новое село мы слышали от местных – еще 10 км, еще 10 км… В конце концов мы были уже не уверены в успехе. Is it exist? – волнуются французы. Появление золотистых стен Дадиванка наш автобус встретил криками ликования.






Хотя визитной карточкой Карабаха называют Гандзасар, Дадиванк понравился мне, пожалуй, больше всех увиденных здесь монастырей. Немаловажную роль сыграла погода – к нашему приезду наконец-то выглянуло солнце, преобразив все вокруг. Архитектурный комплекс, стоящий на лесистом склоне горы, построен в 9-13 в.в. В поисках необычного ракурса, охватившего бы весь комплекс сверху, я залезла на гору. Кадры действительно вышли неплохие, но руки я разодрала в кровь – гора покрыта колючим кустарником.


Все-таки армянские церкви совершенно не похожи на наши. Полное отсутствие пышного убранства, ярких красок и декора, максимальное единение с природой – смотришь на монастырь, и кажется, что он – не творение человеческих рук, а часть скалы, настолько органично и естественно культовое сооружение смотрится на фоне природы.











Что это за палитра, не понимаю.








Обратно, как я и боялась, пришлось ехать стопом – голландцы тоже решили ехать в Севан. Наш водитель, Марспет Сергеевич Гаспарян, очень переживал, предлагал деньги и оставил свой номер телефона с приглашением покатать меня по окрестностям Еревана, где я буду через несколько дней. Оба мы почти и не надеялись на повторную встречу, но она произошла и оказалась очень плодотворной, но об этом позже.

А пока приходится месить ногами жидкую глину и вслушиваться вдаль в ожидании попутного автомобиля. И вот он – убитая вазовская «копейка»!
- Садись, сестра, 30 км до деревни подвезу, - приглашает водитель. Дальше двигаюсь так же, кусками по 20-30-40 км. Часть пути везут молодые ребята на черном крузаке. Пробивают колесо, чинимся, ребята пачкают в хлам свои нарядные рубашки, едем дальше. Высаживают у поворота на Мартакерт. Завтра мы с ними совершенно случайно встретимся в Аскеране:)













Добираюсь до Степанакерта в 20 часов, последняя маршрутка в Шуши ушла с автовокзала час назад. Проблем нет – и в Шуши, и обратно можно доехать на такси, которое при условии полного заполнения пассажирами стоит как автобус – 200 драм. Стоять надо на остановке у выезда на Шуши. Но и тут мне не дают обогатить карабахскую экономику – самостопится и довозит меня до дома «Порш Кайен».
Tags: Автопутешествие, Нагорный Карабах, автостоп, тусовка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments