Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Трасса Ереван - Степанакерт. Снежная буря на горном перевале

Нагорный Карабах, или, как говорят местные, Арцах - регион в междуречье Куры и Аракса. Благодаря счастливому стечению обстоятельств за трое суток пребывания в этой непризнанной республике я осмотрела столько, на что самостоятельному путешественнику понадобилась бы как минимум неделя.

Вписки в Степанакерте я не нашла, а вот в бывшей столице Карабаха, древнем городе Шуши, на хоспиталитиклабе обнаружился профиль со множеством отзывов – Армен, урожденный француз, уже много лет проживающий в Карабахе. Списались мы с ним давно, но ближе к моему прибытию он перестал отвечать на письма. Тут очень кстати подвернулся итальянец Якоб, с которым я познакомилась в ереванском хостеле. Якоб недавно вернулся из Карабаха и подогнал вписку – местного общественного деятеля Саро, тоже из Шуши. Написала ему в фейсбуке, заручилась согласием – и вперед.

От Еревана до Шуши – около 350 км, которые я по большей части проехала автостопом. Автобусы и маршрутки в Степан идут от центрального автовокзала «Киликия» (ст. м. Еритасардакан/Молодежная) ежедневно, каждый час, начиная с 8 утра. Мне нужен г. Арарат, куда идут маршрутки от автостанции рядом с железнодорожным вокзалом на ст.м. Сасунци Давид. Автостанция находится в 50 м от метро.

Первая остановка -
монастырь Хор Вирап (642 г.), в 50 км от Еревана, близ г. Арарат . Из этой точки открывается наилучший вид на основную достопримечательность Армении, которая, как ни прискорбно для армян, лежит за ее пределами – гору Арарат. Изображения этой двухуровневой горы и ее название украшают сувенирную продукцию, используются в названии продуктов, вина, различных организаций и фирм. Вот только увидеть гору, к которой пришвартовался Ноев ковчег после всемирного потопа, удается далеко не каждый день, всему виной – погода. В день поездки на Гарни-Гехард на небе не было ни облачка, и гора была видна с трассы, как на ладони. Это была первая и последняя встреча с Араратом за 10 дней поездки. Из Хор Вирапа не было видно не то, что Арарата, но и самого монастыря – я попала в сезон туманов, который так и не кончился до моего отъезда.

















Незабудка - символ геноцида армян






Кладбище




Хор Вирап известен тем, что содержит темницу, в которой около 15 лет содержался первый армянский католикос святой Георгий Просветитель. В подземную тюрьму можно спуститься по лестнице из часовни св. Георгия, в большой очереди посетителей.












До Хор Вирапа я доехала на такси за 6000 драм – 600 рублей. За 50 км дороги это недорого, учитывая, что обратно мужик поехал без клиента, да еще дождался, пока я погуляю по монастырскому комплексу, и вывез на трассу (от трассы до Х.В. километра 4). Всеми правдами и неправдами таксист пытался уговорить меня на большую однодневную экскурсию с заездом во всевозможные достопримечательные места – Нораванк, Татев, Джермук, Горис, цена варьировалась в пределах нескольких десятков тысяч драм. Но я была непреклонна. Как оказалось, не зря.

IMG_4701.JPG

Практически сразу застопилась праворульная Мицубиси Кольт. Водитель, молодой парень, возвращался из Еревана на работу в г. Горис, что в сотне км от Степанакерта. Работал мч в воинской части в Горисе.

Айк из Гориса


Узнав о моих планах посетить Татев, водитель успокоил меня, что я все успею, и даже предложил ночевать у него. У меня были контакты хостела в Горисе, но я согласилась на предложение военного – он вызывал доверие. План действий был изумительный – он отвозит меня к началу канатной дороги «Крылья Татева» - самой длинной в мире, сам едет в Горис и решает там свои дела, а потом через пару часов возвращается за мной. Не успела я возликовать, как начался дождь, который перешел в полноценный ливень. Ехать было страшно. Видимость практически нулевая. Да и дорожка та еще – с одной стороны скалы, с другой – пропасть.




Четырехполосная дорога заканчивается у поворота на Хор Вирап, дальше идет асфальтовая двухполоска, которая проходит через Ехегнадзор, Вайк, Горис, Лачин и еще ряд городков. Дорога считается круглогодичной, но в снежную погоду движение на ее горных участках может быть полностью парализовано.








Проезжаем какой-то винодельческий городок, название забыла


Алкоголь?
Чем ближе мы подъезжали к отворотке на Татев, тем безнадежнее казалась затея с канатной дорогой – на улице началась настоящая буря. Поездку пришлось перенести на завтра.





Поутру Айк, при всем желании устроить мне автомобильную экскурсию, поехал на работу (был понедельник). А мне пришлось отмотать 30 км в обратную сторону. У поворота, от которого до канатки еще 13 км, а до монастыря - порядка 30, застопился владелец сувенирной лавки в Татеве.

Увы, канатная дорога закрыта именно в понедельник, поэтому прекрасную панораму монастыря и гор с высоты Wings of Tatev я так и не увидела. Зато водитель любезно позволил мне осмотреть достопримечательности, остановился у Чертова моста и вместе со мной слазил к водопаду. За Чертовым мостом хорошая дорога заканчивается и начинается извилистая, пыльная грунтовка. Асфальт здесь обещают проложить уже много лет, но, видимо, владельцы канатки против, иначе больше народу будет на машинах ездить, а не во воздуху, - считает водитель.











Мужчина позаботился и о моей отправке назад – договорился с водителем туристической группы из Франции, которые через 40 минут должны были ехать в сторону Еревана. Сам монастырь, как и Хор Вирап, нельзя было толком рассмотреть из-за тумана даже вблизи.





















Tags: Армения, Ереван, автостоп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments