Grannushka (grannushka) wrote,
Grannushka
grannushka

Южная Осетия: руины победы

По прибытии в цивилизацию наши новые знакомые отправились в лагерь на фестиваль бардовской песни. Мы же решили посетить Цхинвал, для чего вернулись на Транскам и двинулись на юг. От цейской развилки до столицы Южной Осетии – 110 км. Тем не менее, на дорогу мы «убили» больше трех часов! На скорости сказалось «качество» дорог непризнанного государства – на большем протяжении разбитый асфальт.

слова благодарности русским - на каждом углу

Сильно тормозила извилистость магистрали и большое количество населенных пунктов вдоль неё. Но самую большую временную потерю преподнес нам 4-километровый Рокский тоннель. Границу преодолели без проблем: наш пограничник только глянул в паспорта и, увидев фотоаппарат на моих коленях, попросил не снимать на посту. На югоосетинской стороне вбили наши данные в компьютер, для чего пришлось выходить к специальной будочке, окинули взглядом багажник. На всё - про всё – минут 15. Столько же потеряли на военном посту в селении Верхний Рук: там военные заинтересовались зарубежными визитерами и сделали так называемую регистрацию – вписали данные из наших паспортов в тетрадочку. Ну теперь-то все препятствия позади – выдохнули мы и… внезапно уперлись в автоколонну.

пробка на подъезде к Рокскому тоннелю по причине реверсивного движения

зенитки метеорологов для спуска лавин

осетинское божество Афсати -  покровитель диких животных

Пробка была только в одном направлении – на Цхинвал, в противоположном же машины шли свободно. Путем расспроса окружающих выяснили, что тоннель на ремонте. Поскольку движение в нем реверсивное, в каждую сторону он работает по часу. И наш час пробьет нескоро – аж через 50 минут. Машин впереди было немного – наверно, все жители республики уже в курсе почасовой работы тоннеля. Местные приняли нас за строителей – а кого еще, кроме них, их северных собратьев, да еще военных, понесет в разрушенную войной, небогатую достопримечательностями частично признанную страну?

Рокский тоннель

Кстати, 15-й регион России встречается в ЮО едва ли не чаще, чем родной бело-красно-желтый. Попадаются и другие российские номера, преимущественно Краснодар и Ростов. В основном это фуры и самосвалы, вероятно, задействованные в восстановительных работах. К слову, работы в этом направлении еще немеряно – в не менее ужасающем состоянии, чем дороги, находится жилищная инфраструктура. Подъезд к столице страны встречал нас не заводами, автосалонами и сити-моллами, а бесконечными развалинами.

4 года назад здесь была война

Десятки многоквартирных домов, разрушенных бомбежками четырёхлетней давности, так и стоят в руинах. Следы войны скрашивают растения, пустившие корни в пустых глазницах окон и превратившие изуродованные стены в некое подобие живых изгородей. Замечена была только ОДНА стройка – в пригороде возводили многоэтажный панельный дом. На центральной улице Сталина - дорожный ремонт, рабочие неспешно катают тележки с щебнем, кое-где восстанавливаются частные дома.

вечерний Цхинвал

по уровню благосостояния Цхинвалу до Владикавказа далеко

Лозунги «Спасибо,  Россия!», написанные от руки краской, глядят с обшарпанных вагончиков и щербатых кирпичных стен. Принимаем слова благодарности – ведь Архангельская область наряду с другими российскими регионами вложилась в восстановление республики, перечислив более 80 млн. руб. на ремонт цхинвальской школы №5. Говорят, средства до школы так и не дошли. Удостовериться в этом лично не удалось – солнце почти село, и искать школу не было времени.

главная улица Цхинвала

Центр города освещён, чего не сказать о периферии – с наступлением вечера узкие грязные улицы с одноэтажными домами погружаются во тьму. Удручающее впечатление усилил вид главной площади – выщербленный круг с неработающим облезлым фонтаном посередине, окаймленный скамейками. Скамейки не пустовали – на каждой расположилось по несколько молодых людей, потягивающих пиво. В качестве дополнительного украшения площади служили две легковушки стражей порядка. Улицу Сталина украшало белое блестящее здание – явный новодел.

машины из Северной Осетии во множестве присутствуют на дорогах южного соседа

…Возвращаться ночью было даже веселее – тьма скрывала руины. Хотя на постах к нам больше не приставали, не удалось избежать задержек, источником которых послужил все тот же Рокский тоннель. Мы въехали в его промозглое чрево, радуясь, что угадали со временем, как вдруг перед нами заглох легковой «БМВ». Водитель «бэхи», молодой югоосетинец, во всём винил дешевый бензин, что заправил на своей родине. Видали мы такой в Северной Осетии – по 21 рубль литр АИ-92. Как пояснили знатоки, это ворованное топливо, которое привозят чеченцы. Заливают его в «копейки» и им подобные машины, которые жрут всё, и даже если сдохнут, автовладельцы от этого особо не расстроятся. Видимо, привередливый двигатель «немца» не смог переварить плебейского кушанья. После долгих и безуспешных попыток завестись аварийное авто дотолкали до кармана и позволили нам проехать.

только Архангельская область выделила на восстановление Южной Осетии около 80 млн.руб

Приехав к полуночи во Владикавказ и наслаждаясь видом из окна 9 этажа на залитый огнями проспект Доватора, мы пожелали Южной Осетии достичь когда-нибудь уровня благосостояния своего северного соседа. Желательно без материального ущерба для российских регионов.
Tags: citroen, Автопутешествие, Кавказ, Южная Осетия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments